Про путешествие в лето

Расскажу о нашей дороге в Индию и внутри Индии.
Последний месяц я регулярно отвечаю на многочисленные вопросы о том, что за жесть три дня лететь, как мелкий все это пережил, не страшно ли нам, про прививки, грязь и ночевку у Мэйн-базара в Дели, и сейчас я просто попробую собрать это все вместе.

До начала

А до начала мы сделали прививки и оформили страховку Рику.
Путешествие по всей Индии в наши планы не входило, поэтому я просто загуглила, какие прививки лучше сделать, если летишь на Гоа, а потом уточнила у подруги-неонатолога, как лучше сочетать плановые детские прививки с необходимыми для путешествия.
Самые опасные болезни здесь — гепатит А и брюшной тиф, и именно от них мы сделали прививки себе. Мелкому же достался только гепатит А, потому что от брюшного тифа вакцинируют, оказывается, детей лишь с трех лет. Вообще для Индии актуальная еще желтая тропическая лихорадка, но именно на Гоа ее нет.

Страховка — штука крайне важная, и тут Григорий серьезно изучил вопрос и выбрал контору, вызывающую наибольшее доверие — ЕРВ Туристическое страхование. В стандартной форме мы выбрали комбинацию пунктов, необходимых именно в случаях детских проблем. Если же делать такую страховку взрослому, можно включить в нее осложнения при беременности и даже аварии в результате езды на байке в нетрезвом состоянии. Наш эконом-вариант на почти шесть месяцев обошелся в 18000 рублей, и я не буду считать эти деньги выброшенными, если страховка не пригодится.

Также до начала мы простроили маршрут, стыковки рейсов, ночевки так, чтобы максимально поддержать режим снов Рика и не убиться самим. Но об этом буду говорить по ходу дела.
Что еще про подготовку? Вещи мы упаковали и оставили на хранение на зиму частично в Выборге, частично у знакомой, которая зарабатывает хранением вещей в коробках. С собой у нас было два больших рюкзака, городской рюкзачок, пляжная сумка и стафф.  А еще с собой у нас был безмен, потому что из Питера в Дели и из Дели в Гоа мы летели с разными требованиями к весу и объему багажа и ручной клади, и нам предстояло пересобирать рюкзаки.

Начало. Санкт-Петербург — Алма-Ата

Пулково, утро 1 декабря

Мы летели в Дели Эйр-Астаной, и вот почему:

— нам нужен был прямой рейс из Питера, потому что я не готова была ехать в поезде в Москву с активно ползающим ребенком, даже если это Сапсан;

— по деньгам вышло то же самое, что вышло бы с учетом билетов на поезд в Москву;

— у авиакомпании AirAstana есть программа «Stopover Holidays» — если при стыковке рейсов стоповер больше 10, но меньше 30 часов, пассажира заселяют в отель на это время, встречают в аэропорту и везут обратно, и стоит это прекрасное всего доллар с человека.

Собственно, последний пункт оказался наиболее привлекательным) Глядя на Аэрофлотовские рейсы, я с ужасом просчитывала, где и как мы будем кормить, развлекать и выгуливать Рика во время несколькочасовых стыковок. Здесь же нам удалось этого избежать.
Чтобы максимально облегчить себе жизнь, мы выбрали рейс, прилетавший в Алма-Ату вечером и улетающий в Дели ранним утром, чтобы начать мягко перестраивать режим на новое время.

Итак, рано утром мы проснулись, сложили в рюкзаки зубные щетки, вызвали такси, отдали ключи доверенному лицу хозяйки квартиры и поехали.

Примерно на этом месте отвечу на популярный вопрос — нет, страшно не было. Григорий был воодушевлен, потому что прежде уже трижды зимовал в Индии, и его опыт был исключительно позитивным. Я доверяла ему, Боунсу, который уже все подготовил к нашему приезду, своей адаптивности и если и беспокоилась о чем-то, то разве что о том, чтобы Рик не учинил в самолете скандал. У самого же детеныша ожиданий, думаю, не было. Его дом на ручках, и пока это так, бояться нечего.

Мы выпили кофе в аэропорту, успели посетить комнату матери и ребенка, оставили мой йога-коврик у стойки регистрации — оказалось, что или мы упаковываем рюкзак, к которому он был привязан, в пленку вместе с ковриком, или его считают отдельной единицей багажа, — и сдали в багаж самый большой рюкзак и стафф.
Про вес — большой рюкзак весил 27 кг (допустимая норма багажа 30), стафф летел вторым местом не из-за места, а из-за негабаритности. Второй большой рюкзак, мой, мы взяли в ручную кладь — упаковали, не разворачивая клапан, чтобы прошел в калибратор, и по весу уложились в 7,5, на полкило меньше допустимых восьми. Маленький рюкзак весил почти восемь из-за книг и техники, пляжная сумка притворилась дамской.

В самолете Рик уснул еще до взлета. Как и на пути в Волгоград осенью, я кормила его, чтобы избежать закладывания ушей, и это сработало. Нам удалось поесть, не разбудив его, и я даже посмотрела без звука между спинками кресел индийский фильм про террористов) Проспал он три с половиной часа, проснулся в отличном настроении, с удовольствием смотрел в иллюминатор, ползал по мне и Григорию, грыз припасенные игрушки. На снижении все же немного поплакал, даже грудь не помогла полностью избежать неприятных ощущений. Но уверенно могу сказать, что шумел Рик значительно меньше других детей. В очередной раз я убедилась, что нам очень повезло с ним.

В аэропорту Алма-Аты нас встречал сопровождающий в отель. И найдя красный стенд «Stopover Holidays» мы обнаружили двух пассажирок и маленькую девочку, с которыми мы сидели в самолете совсем рядом. В такси девочка ехала то с воплями, то с маминым смартфоном в руках, а вторая женщина, то ли подруга, то ли тетя, безостановочно сравнивала ее с Риком. Рик сидел в эрго, изучал мелькавшие за окнами виды и женщин в салоне. А я думала, остановить этот поток воспитания или не вмешиваться.

Нас с попутчицами развезли по разным отелям. В номере нас ждал складной манеж для мелкого. Рик радостно обползал все пространство, перевернул обе мусорные корзины, побарабанил в дно одной из них, а мы выпили чаю и доели булочки и конфеты из самолетного обеда. А потом почти сразу улеглись спать.
По Московскому времени мы ложились точно во второй дневной сон Рика, но, вероятно, из-за дороги, темноты за окном и быстро уснувших нас, малыш проспал до самого утра (поздней ночи по Москве). Это успокоило мои тревоги насчет перестройки режима.

Shera Inn hotel, Алма-Ата, ночь 1-2 декабря

Продолжение. Алма-Ата — Дели

Пока нас, вновь с попутчицами, везли в аэропорт, они рассказали, что им пришлось просить детскую кроватку, потому что отель оказался не готов к ребенку. Снова нам повезло больше. Бронируя номер, Григорию не удалось ткнуть на кнопку «добавить ребенка», и он написал письмом, что мы будем с мелким. Возможно, дело было в этом, поэтому, если вдруг кому-то станет актуально, могу рекомендовать не стесняться писать письма)

В аэропорту, маленьком и уютном, мы вновь выпили кофе и традиционно заглянули в комнату матери и ребенка. Здесь она называлась «Baby Changing Room», что нас очень позабавило, и оказалась довольно милой. Садиться в самолет было уже менее тревожно, потому что самый долгий перелет — пять часов — был позади.

До Дели оставалось всего три часа, и снова Рик уснул на взлете, а проснулся, когда мы уже ехали по земле.

В общем, про ребенка писать нечего) Поэтому напишу про AirAstana.
Что мне понравилось — красивые полумультяшные полуакробатические ролики о безопасности в начале полета, вкусная еда и милые войлочные конверты с полезностями в дорогу — от берушей до мягких носочков. Один мы сохранили, другие были в зеленом и желтом цветах. А еще всем пассажирам с малышами выдавали прикольные пледы с уголками, очень нежные и уютные.

Пауза. Дели

В Дели мы прилетели утром, около 11 по местному времени. Аэропорт оказался огромным, и весь выстелен коврами. Григорий рассказывал, как не раз ночевал здесь прямо на полу среди индусов, которые тоже ночевали прямо на полу) Удобно, на самом деле.

Под эти истории мы долго шли по траволаторам среди ковров, искали комнату матери и ребенка (вполне неплохую, но без изысков), а затем отправились к паспортному контролю.

В очередь к стойке для пассажиров с малышами затесалась странная семья с подростком и полным незнанием английского. Они бегали среди колясок и уверяли друг друга, что в Индии детьми считаются все до пятнадцати лет. Перевод надписи над стойкой «Children on hands» не впечатлил их, и только когда вся очередь хором перевела довольно выразительную речь оператора о возрасте детей («Он говорит — младше пяти лет, пяти, вы слышите?»), ребята разочарованно ретировались. Мы показали Рика камере, быстро нашли свой багаж (обошлось без происшествий), попрощались с попутчицами, чьи воспитательные заходы я все же предпочла игнорить, и вышли в Индию.

Я переобулась в сандалии и выбросила ботинки, в которых ходила в Питере. У нас был забронирован номер в Smyle Inn — небольшом гестхаузе рядом с Мэйн-базаром, и мы поехали туда на метро.

В метро Дели стоимость поездки зависит от количества станций, которые ты проезжаешь, и определить его самостоятельно довольно сложно. Мы купили жетоны, но оператор отказалась отвечать на вопрос, куда нам идти и на какую ветку садиться, адресовав к схеме станций на стене. К сожалению, я не сфотографировала эту схему, но теперь всем, кто будет уверять меня, что запутался в Питерском, да и даже в Московском метро, я собираюсь отвечать «Вы просто в Дели не были!»

Тем не менее, мы сориентировались, сели и поехали.
Что мне понравилось в индийском метро — полки для багажа в вагонах. Не как в наших электричках, над головами, а рядом с дверьми, глубокие и широкие, четыре полки от пола до потолка. Ну и все объявления дублируются по-английски, это было удобно.

Из метро мы вышли неудачно — перепутали выходы и оказалось, что чтобы попасть на Мэйн, нам нужно пройти насквозь вокзал, все двадцать с лишним путей, лестницы и переходы. И, вновь предвидя вопросы — страшно не было. Я ощутила полное погружение в другую страну, это завораживало. Еще в аэропорту стала заметна культурная разница — с Риком постоянно здоровались, улыбались ему, трогали за ручки. На вокзале это, конечно, продолжилось.

Я шла с мелким в эрго, вокруг меня были индусы, и все они улыбались каждому встреченному ребенку, не только белому Рику. Я видела, как несколько явно посторонних женщин побежали утешить чью-то плачущую девочку с подведенными глазами, как бабушки в сари улыбались и кивали мне, увидев Рика, у меня несколько раз спросили, мальчик он или девочка и пожелали ему удач в жизни. Я шла и думала, что вот этого вот безусловно хорошего отношения к маленьким детям мне очень не хватало в России. И я в курсе про детский труд в Индии, и прочие жуткие вещи, да, но... Когда живешь в мире, где каждый показывает, что он тебе рад, улыбается тебе, когда растешь в такой атмосфере принятия, мне кажется, это работает на базовое чувство доверия миру, с которым у нас проблемы едва ли не у каждого первого. А с базовым чувством доверия миру живется легче.

Скульптурная композзиция на станции метро Airport

А после вокзала мы шли по Мэйну, периодически спрашивая дорогу у прохожих. Это было точно как на вокзале, только на улице) У нас был очень подробный план добиралова, но оказалось, что на этой безумной улице довольно трудно заметить внятные ориентиры — слишком много там всего пестрого, яркого, каждый этаж каждого дома завешан тряпочками и фонариками, люди, собаки, тук-туки, все перемещается, шумит, сверкает! К собственному удивлению мне удавалось неплохо лавировать в этом потоке с Риком на пузе, рюкзаком за спиной и стаффом на плече.

В гесте нас сначала не узнали и заселили в маленькую комнату без окон, сильно отличавшуюся от той, которую мы бронировали по фотографии на AirBnB. ОК, решили мы, это всего лишь на остаток дня и одну ночь, но тут в дверь постучали — приехал хозяин геста, увидел новую запись в книге регистрации и помчался исправлять положение. Нас переселили в большую комнату с двумя огромными кроватями и окном, выходящим непосредственно на Мэйн. Вероятно, поэтому стекло в окне было матовым и непрозрачным)

Что делать, оказавшись в самом эпицетре индийского базара? Конечно, гулять по нему! Именно это мы и сделали. Григорий показал мне чайную, где он был последний раз пять лет назад — с тем же хозяином и точно таким же чаем, как тогда. Меня дергали за джинсы сидящие на земле рисовальщики мехенди, предлагая свои услуги. Все говорил со всеми, мимо летали скутеры, из каждого тук-тука доносилось адресованное нам «Taxi?» Мимо нас прошла молодая израильская пара, окруженная навязчивыми зазывалами в гесты и магазины — у них в эрго спал ребенок младше Рика, они выглядели уставшими. Я поймала взгляд девушки — она остановилась, порасспрашивала о месте, где остановились мы, и они пошли дальше. Я внезапно осознала, что это первые белые с момента выхода из аэропорта, которых я видела.

Тем временем и наша усталость взяла свое, и мы вернулись в номер. Взбудораженный Рик долго не засыпал, и Григорий вновь посадил его в эрго и отправился погулять. А я уснула, несмотря на уличный шум, в полусне отметила, что мои мужчины вернулись, Григорий уложил Рика и себя, и проснулись мы уже вечером.

Настало время индийской еды, и мы отправились ужинать на последний этаж «Crishna cafe» — любимое заведение Григория с видом на весь Мэйн базар. Внизу нас встретил возлежащий в римском стиле на матрасах владелец кафе с его традиционным «Намасте! Береги голову!» Я уже знала историю этого приветствия от Григория — низкие потолки закрученных лестниц наверх и обилие русских, любящих высоту, заставили хозяина выучить эту фразу.
Наверху нас встретил улыбчивый официант. Принимая заказ, он так уморительно подмигивал Рику, что тот впервые оставил все подозрения и принялся хохотать. Григорию показалось знакомым лицо официанта, мы разговорились, и оказалось, что пять лет назад здесь работал родной отец этого парня, что их семья из Непала, что землетрясение пятилетней давности сильно по ним прошлось, но они уже восстановились, что в Непал парень вернется еще через восемь месяцев, и что у него есть племянник, которому на два месяца меньше, чем Рику.

Что мне понравилось там — еда была не слишком острой, ни у кого не возникло никаких вопросов, когда я кормила Рика грудью (здесь вообще с этим как-то легко), а вид был действительно сияющим.

Main bazaar, Delhi

Утром нас ждало дело — предстояло переупаковать рюкзаки.
Из Дели в Гоа мы летели авиакомпанией IndiGo, допускающей 15 кг багажа на одного пассажира плюс ручную кладь. Для стаффа в этот раз потребовалось дополнительное место багажа, иначе мы бы не уложились в нормативы.
Пересобирать рюкзаки с мелким оказалось занятием захватывающим, и в какой-то момент сначала Григорий, потом я выдохнули и пустили его ползать по полу. Вот здесь тоже могут возникнуть вопросы) Там было достаточно чисто, хоть и не стерильно. Ну и просто именно там я поняла, что невозможно жить в Индии и бояться грязи. Так что Рик исследовал комнату, мы перебирали вещи, а перебрав, позавтракали в еще одной локалочке, где Григорий был пять лет назад. Было вкусно, но уже очень остро.

Финал. Дели — Гоа

Мы попросили выписаться через пару часов после чекаута (нам не отказали), еще немного погуляли, выпили масала чай, и тем не менее очень рано поехали в аэропорт.
На вокзале за мной увязался местный сумасшедший. Он не понимал по-английски, тянулся к Рику и успел даже поцеловать его, прежде чем Григорию удалось отогнать его. В тот момент страшно было, да. К счастью, таких навязчивых типов нам больше не попадалось.

Чтобы попасть в метро здесь нужно проходить чем рамки металлоискателей — совсем как у нас на вокзалах и в аэропортах. И вот на входе у таких рамок нас остановили и попытались не пустить вниз.  Причиной оказался стафф — крупный охранник на плохом английском попытался доказать нам, что по правилам провозить длинные палки в метро нельзя. Я собралась было попросить показать эти правила, но увидела в глазах Григория задорный блеск и промолчала. А он принялся громко и оживленно расписывать, как мы со стаффом прошли все досмотры в трех аэропортах, и уже ездили на метро вчера. Охранник тоже оживился — и я поняла, что ему просто было смертельно скучно на его однообразной работе, и он зацепился за удобный случай поговорить.
Это было весело —  я включилась в игру и спросила, что же он предлагает нам вместо метро. Естественно, он предлагал такси. Мы объяснили, что Рик плохо переносит поездки в машинах, его укачивает. От нас отстали после моих уверений, что, конечно, нам было бы намного удобнее ехать в такси с таким количеством рюкзаком, но ребенок есть ребенок, и мы теперь просто в безвыходном положении. Отстали — и пропустили.

В аэропорт мы приехали чудовищно рано, но это было к лучшему, потому что уже на входе выяснилось, что местные рейсы отправляются из другого терминала, до которого нужно ехать на автобусе. Григорий не знал об этом, потому что раньше всегда выбирался из Дели на поездах. Мы довольно быстро нашли нужный автобус, сели и долго ехали к четвертому терминалу.

Забавная деталь — гендерный аспект. В метро на входе, на вокзалах и в аэропортах здесь отдельные рамки металлоискателей для мужчин и отдельные для женщин, и обыскивают женщин тоже женщины, причем в аэропортах — за специальными шторками. А в автобусе, вполне платном, действовало правило ladies free.

Четвертый, местный терминал был небольшим и милым. Здесь не было ковровых покрытий, комната матери и ребенка оказалась очень уютной и красивой, а еще это тихий аэропорт, в котором не делают объявлений. Здесь мы поели какой-то невероятно острой еды, а потом в зале ожидания познакомились благодаря Рику с большой компанией индусов с детьми. Чуть позже оказалось, что в самолете мы сидим рядом с ними)

Только здесь на досмотре у меня забрали маникюрные ножницы (детские не заметили и оставили), а у Григория зажигалку. И здесь же я побывала в закрытой кабинке для досмотров женщин. Вообще, привычки мешали мне помнить, что для меня существует особая очередь и особые условия. Григорий постоянно напоминал — «тебе не сюда, смотри, здесь одни мужчины!», так было и в метро, и в аэропорту.

Airport Delhi, Terminal 4

Уже на посадке мы встретили русскую девушку. Она стояла в изгибающейся очереди раньше нас на один поворот, и спросила, куда мы едем в Гоа. «В Ашвем», - ответили  мы, и тут очередь скрыла нас от нее. При следующей встрече он сказала, что ей в Арамболь, и спросила, как мы думаем добираться.  И снова очередь сделала очередной загиб, и до следующего появления девушки мы уже решили, что она едет с нами — нас встречал водитель, присланный Боунсом. Мы подумали, что можем договориться с ним за доплату отвезти девушку до Арамболя — чуть дальше нашего конечного пункта. Естественно, она согласилась.

В самолете перед взлетом, когда я уже начала кормить Рика, к нам подошла стюардесса. Мы перепугались, что кормить запретят, но вместо этого она выдала мне инструкцию, как облегчить перелет для ребенка! То, что мы гуглим перед полетом, про сосательные движения, правильное пристегивание, пеленалки в туалетах — все это мне впервые рассказала стюардесса! Ни «Победа», ни «AirAstana» ничего подобного не делали. Кто еще летал с малышами — где инструкции проговаривают? Не только ремни для детей приносят и про пеленалки упоминают, а чтобы подробно?

Помимо уже знакомой шумной компании с нами рядом летел красивый молодой индус — военный. Едва познакомившись, он пригласил нас на свою свадьбу. Мы не удивились, ведь белый на свадьбе здесь — к счастью, а нас — целая семья, и все белые) Мы обменялись контактами на Fb, не уверена, что это приключение нам удастся, но кто знает. На индийской свадьбе я бы не отказалась побывать — это, как минимум, красиво.

В этот, последний, перелет Рик не спал. Он перемигивался с индусами, грыз игрушки, играл с ручками кресел, переползал с ручек на ручки, в общем, развлекался, как умел. Ни на взлете, ни на посадке не плакал. Надо отдать должное пилоту — сели мы очень мягко.

В аэропорту мы долго прощались со всеми новыми знакомыми, ловили свой багаж, искали стафф — негабаритные предметы не выкладывают на обычную ленту. А на выходе нас действительно ждал огромный индус с табличкой «Polina and Grigory» — все, как обещал Боунс.

Был уже темный вечер, мы сначала долго шли к машине, потом долго ехали в ней. Ближе к Ашвему наша спутница начала договариваться о деталях доброса ее в Арамболь — и мы пожалели, что не начали путь с этого вопроса. Наш водитель заломил огромную сумму, и его аргументом было то, что он предполагал забрать двух человек, а вез троих. За этим спором мы незаметно для себя приехали к дому, где жили наши друзья, и они вышли встречать нас.

Подхваченную нами девочку решительно собрался везти в Арамболь Боунс, возмущенный поведением водителя, но это не понадобилось - ее забрала подруга, проезжавшая мимо.
Интересно, что я все путешествие ждала какого-нибудь подвоха — что дела пойдут не так, как планировалось, случится что-то непредвиденное , мы потеряем багаж, угодим в неприятности или еще что... Знаете, про Индию всякое рассказывают. И вот когда перед нами разворачивалась эта история с девочкой, я вдруг поняла, что у нас все идет очень гладко. Да, привязался псих на вокзале, да, со стаффом пытались не пустить в метро. Согласитесь, застрять в незнакомой стране неизвестно где среди абсолютно незнакомых, пусть и русских, людей — помощнее неприятность. Но и она легко разрешилась.

В тот момент, когда наша гостья улыбнулась, рассказывая, что подруга едет за ней, я поняла, что Индия встречает нас хорошо, и мне нечего бояться здесь.
Наш путь завершился, а зима — началась.