perecati_polina

Category:

Про родительские запросы, детские проблемы и стратегический взгляд

Навеяно недавними сессиями.

Запросы от родителей про детей звучат по-разному:

— Он ничего не ест!
— Он всего боится!
— Она все время ноет!
— Он не слушается!
— Она дерется!
— Он не хочет ходить в школу!

Запросы от родителей сопровождаются вопросом «Что мне делать?» Что делать, чтобы ел, не боялся, перестал ныть и драться, начал радостно выполнять просьбы, перестал выражать недовольство школой и т.д. и т.п. Чтобы проблема перестала беспокоить, в общем.

Кого она беспокоит, проблема эта? Родителя. Родитель хочет, чтобы ему было нормально. Спокойно чтобы, хорошо, без вот этого вот нытья и сопротивления. Родитель живой человек, он устает, а когда сильно беспокоится, устает еще больше. И именно тогда хочет источник беспокойства ликвидировать.

Здесь важно, что родитель понимает, что источник беспокойства — не сам ребенок, а какая-то его, ребенка, проблема. И искренне хочет ее, проблему решить, надеясь, что вместе с ней беспокойство уйдет.

И вот здесь возникает интересный момент. Беспокойство есть сейчас, вот прямо сейчас, вот в эту минуту! И убрать его хочется тоже прямо сейчас, изменив поведение ребенка.

И это возможно, конечно. Можно внимание переключить, можно одернуть, можно запретить строго, можно вызвать чувство вины. Это все работает, иначе мы бы этого не делали. Действенные методы, проверенные веками.

Вот только прежде чем к ним прибегать, я предлагаю остановиться и вспомнить, или не вспомнить даже, а просто подумать — вот в отдаленной перспективе, вот в масштабах жизни, я чего от ребенка хочу? Чтобы он каким вырос? Что умел? На что ориентировался? Какие ценности я бы ему хотел передать?

И вот из той, отдаленной точки, взглянуть на свое сейчас, в котором он ноет, боится и вообще бесит. И можно в своем сейчас предложить ему конфету, чтобы замолчал. А можно, с оглядкой на перспективу, обнять и послушать нытье. Или, если сильно бесит, обнять и сделать вид, что слушаешь, а про себя до ста считать. Чтобы в отдаленной перспективе он знал, что его чувства важны, что он имеет значение, что его ценность не определяется умением молчать и не мешать.
Или сказать «Дома поговорим про твои драки», и пойти домой быстрым шагом, чтобы сжечь адреналин, и глубоко дыша, чтобы восстановить душевное равновесие. А дома обсудить, как так выходит, что прекрасные лидерские качества вашего ребенка выливаются в драки, и какое применение им можно найти в более мирном варианте. Чтобы в будущем, в отдаленной перспективе, он мог решать проблемы разными способами и умел уважать свои и чужие границы.

Но для того, чтобы перспективу эту видеть, хорошо бы не быть на пределе самому родителю. Из точки кризиса, со дна депрессии будущего не существует, есть лишь желание прекратить настоящее любой ценой. Поэтому забота о себе — родительская первоочередная задача. Наравне с заботой о детях. И в отдаленной перспективе, в масштабах длинной жизни, это тоже детям очень полезно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded