perecati_polina

Category:

Про мои родительские принципы

Давно собираюсь написать про детский сон, наш режим, опыт работы с консультантом по сну. Несколько раз начинала и поняла, что сначала надо рассказать о моих принципах в родительстве в целом, потому что все, и детский сон тоже, базируется на них и изолированно не существует.

Сначала - книги, на которые я опираюсь:

Ж. Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым: Принцип преемственности"
И. Рюхова "Еда, сон, любовь"
Л. Петрановская "Тайная опора"
Дж. Боулби "Привязанность"
Г. Ньюфелд "Не упускайте своих детей"

Я выбрала их, потому что мне важно понимать, как устроены дети, чем они отличаются от взрослых, как работает их психика, что я могу делать, чтобы мои отношения с ребенком развивались гармонично. Если я понимаю, что происходит, я меньше тревожусь, у меня меньше ожиданий и больше принятия, и именно мне это сильно облегчает жизнь.

Мои принципы не универсальны и не каждому подойдут. Универсальных и единственно верных штук вообще в жизни почти нет, разве что недопустимость насилия) Ну и, на всякий случай, я говорю о маленьких детях в первую очередь, потому что постепенно по мере взросления они меняются, становятся все больше похожи на нас, больших, и восприятие их тоже меняется.

1. Дети незрелы и беспомощны. Это значит, что изначально они не могут многое из того, что можем мы, и научение не может произойти раньше, чем дозреют все нужные мозговые структуры, сформируются нейронные связи, появятся физические и эмоциональные возможности. Очевидно, что младенец не умеет ходить, но не менее очевидно, что двухлетка не может контролировать эмоции, пятилетний не умеет прогнозировать будущее далеко вперед и т.д.

2. Дети развиваются в естественном для себя темпе, который нельзя ускорить. Это следствие из первого пункта.

3. Дети - это люди. Это значит, что обращаться с ними нужно как с людьми, соблюдая их права. Да, с детьми, даже очень маленькими, можно и нужно говорить. И да, даже очень маленького ребенка нужно предупреждать о своём уходе, спрашивать разрешения на объятия и поцелуи, пояснять свои решения и причины запретов, давать выбор в допустимых рамках.

4. У детей есть право на чувства. Это значит, что они могут плакать, злиться и бояться даже если взрослым это не нравится или тяжело даётся. Даже если мы в этом сомневаемся, дети достаточно выносливы, чтобы переживать трудные чувства, они отлично умеют практиковать «самотерапию», прорабатывая страхи, разочарования и злость «на кошках», куклах, в рисунках, играх, фантазиях и историях. И да, постоянно переключая внимание или шикая мы показываем ребенку, что его чувства не важны (ключевое здесь "постоянно"). 

5. У детей не развито чувство времени. Это значит, что всё, что с ними происходит, длится бесконечно. И голод, и боль, и счастье. Их сейчас - это всегда, и чем младше ребенок, тем меньше он знает о конечности момента.

6. Ребенку необходим его взрослый. Это значит, что любое разделение с ним он будет переживать остро, и это нормально, не нормально, когда наоборот. Сон - это тоже разделение, и оно должно быть безопасным.

Такая вот основа.

#сновавесна

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded