perecati_polina

Categories:

Откуда ты знаешь, что у тебя не получится?

Моя статья для сообщества «Место перемен» — объединения специалистов помогающих практик. Само сообщество существует уже больше двух лет, а создали его мои бывшие коллеги по социальному центру. Проект начинался с открытых лекций, в прошлом году ушел в онлайн-формат вебинаров и консультаций, и благодаря этому не умер, а расширился. Сейчас «Место перемен» сотрудничает с разными специалистами, от финансовых консультантов до сексологов — получается невероятно интересно!

Год назад мой сын научился ходить. Несколько недель до этого мы провели, слушая скрип ножек детского стульчика по мрамору пола - малыш придумал себе ходунки и нарезал круги по дому, кажется, все время бодрствования. Его целеустремленность была несгибаемой! Ни одно падение, ни одна потеря равновесия, ни одна неудача не вгоняли его во фрустрацию. Он просто поднимался на крепнущие ножки и двигался дальше.

Мы рождаемся беспомощными и по мере роста и развития обретаем уверенность и способность действовать. Если родители реагируют на нас, мы быстро понимаем, что можем влиять на среду: наши действия приводят к результатам, мама прибегает на плач, улыбается на улыбку, поднимает брошенную игрушку. Каждый новый навык, которым мы овладеваем, провоцирует у взрослых восхищение и умиление. Они радуются и подбадривают наши попытки взять погремушку, дотянуться до мобиля, перевернуться на живот, поползти, и мы приучаемся верить в себя.
На такой вере можно прожить счастливую жизнь. Осваивать все более сложные задачи, учиться новому, пробовать разное, проверять концепции. Ведь если все идет хорошо, поддержка наших взрослых со временем встраивается в нас, и мы продолжаем подбадривать себя сами.

Но бывает и по-другому. Бывает, что мы возвращаемся в состояние беспомощности, научившись ей, а точнее - разучившись действовать и ощущать контроль.

Выученная беспомощность - состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность, потому что у него нарушена связь между усилиями и результатом.
Мартин Селигман и Стивен Майер - исследователи, обнаружившие этот феномен, - сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Самый известный пример формирования выученной беспомощности - воспитание слонов. Маленьких слонят привязывают к прочному вкопанному в землю бревну. Животное быстро убеждается, что не может освободиться и прекращает попытки. Взрослого слона достаточно привязать веревкой к воткнутому в землю колышку - убеждение в невозможности вырвать колышек сделает всю работу.

То же самое происходит с людьми:
- если им предлагают слишком сложные задания и ругают за их невыполнение,
- если их инициативу постоянно перехватывают, поясняя "да ты все равно не умеешь!" или "я лучше и быстрее сделаю",
- если методы воспитания насильственны, а любые попытки сопротивления вызывают усиление жестокости,
- если любая неточность или неловкость в действиях сопровождается едкими комментариями, унижениями и оскорблениями,
- если внимание акцентируется на том, что не получилось, а успех обесценивается или не вызывает реакции.

Селигман связывал выученную беспомощность с пессимизмом как чертой личности и был уверен, что обратному - оптимизму - можно научиться (и даже написал об этом книгу - Селигман М. «Как научиться оптимизму»). Попробуем?

1. Иногда главное - просто начать. Если выученная беспомощность обездвиживает вас и не дает приступить к работе, можно разделить большое дело на крошечные кусочки и выполнять их пошагово. Чем меньше задачи, тем легче их делать. Например, первым шагом для написания статьи может стать включение ноутбука) А первым шагом к рисованию - просто взять в руку карандаш.

2. Каждый маленький шаг полезно отпраздновать - признать, что вы сделали что-то и продвинулись вперед. Поведенческая теория научения говорит нам о важности позитивного подкрепления. Чтобы желаемое поведение осталось с нами надолго и стало привычным, нужно его поощрять.

3. Прямо сейчас оглянитесь на свою жизнь и вспомните пять случаев, когда вы что-то сделали, и у вас получилось. А теперь - еще пять, когда вы чему-то учились и научились. И три свои победы, которыми вы гордитесь. Это - ваш опыт успеха, и на него можно опираться, когда внутренние голоса говорят вам, что вы не справитесь, потому что у вас никогда ничего не получается. Получается, и только что вы обнаружили тринадцать доказательств этому. (Если очень хочется обесценить - представьте самого значимого человека в своей жизни и представьте, как он говорит: "Нет, это не просто повезло, это твоя заслуга").

4. Отслеживайте парализующие мысли и учитесь возражать им. Проще всего делать это в психотерапии или при помощи регулярного ведения дневника чувств.

Да, у каждого из нас есть опыт поражений. И нет, не все в жизни зависит от наших действий. Но есть многое, на что мы можем влиять своими действиями. И опыт успеха у каждого из нас тоже есть. В конце концов, когда-то мы научились ходить, говорить и даже читать.

#наулицезима

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded